гобелен

Гобеленовое переплетение (гобелен)

tapisserie
tapestry
wirkerei, bildwirkerei
arazzo, tappezzeria

Вид переплетения тканей, обычно шерстяных или полушерстяных, с полихромным узором, выполненным утками, каждый из которых работает не по всей ширине ткани, а лишь в пределах определенного мотива, покрывая полностью нити основы. Как правило, используется полотняное переплетение, при этом нити основы более толстые, и плотность по основе меньше плотности по утку. Когда полотняное переплетение совмещено с гобеленовым (например, в коптских тканях), первое иногда конструируется как луизин. На изнанке часто свободно флотируют не использованные на лицевой стороне нити основы или утка. Примеры древних гобеленов: коптские тканикэссы.

Искусство производства гобеленов имеет свою древнюю историю.
История не знает точной даты и географического положения первых шпалер, но сам принцип изготовления знали еще в Древнем Египте. Самыми древнейшими памятками того времени были коптские ткани (фрагменты обоев, мебельной обивки, одежда с третьего по двенадцатый век), которые и связывают античность со средними веками; они существуют и по сей день. Некоторые приемы, которые используются и сегодня ткачами гобелена, коптские умельцы придумали и ввели в практическое применение много веков назад. Самыми старинными европейскими гобеленами являются немецкие, их производили в скромных мастерских и даже в монастырях. В холодных домах панно использовали для сохранения тепла, которое к тому же и украшало здание.
На протяжении столетий искусство изготовления шпалер изменялась. Нити основы переплетаются с разноцветными рисунками, которые полностью скрывают основные нити, оставляя только узоры на поверхности, гобелен производится на станках различной высоты — высоком и низком. Разница между данными техниками в расположении ниток основы: горизонтальное на низком станке и вертикальное на высоком. Однако и при горизонтальном расположении, и при вертикальном ткачи пользовались одинаковыми средствами для нанесения рисунка на ткань, объема, а так же изменения тонов.
Гобелен не относится ни к вышивке, ни к канве, так же, как и не является он уникальным материалом, так как можно выткать много экземпляров по одному эскизу, конечно, с каждым разом отличающихся друг от друга.
Модель гобелена, по средневековой терминологии, величина которой достигала натуральных размеров, называлась «Картон» или «grand patron», что означало «большой шаблон». Это фундамент для любого гобелена. К видам картона относится рисунок, монументальная живопись, по образцу книжной миниатюры, оригинальный шаблон, в исполнении художника, а так же любая картина. Во времена Рафаэля, еще с «Деяний Апостолов», гобелены полностью зависят от живописи. Художник рисовал эскиз по «малому шаблону», который имел большую схожесть с произведением искусства (к примеру, именно так создавал Лебрен для мануфактуры шпалер). Точно так же можно отметить эскизы Буше, которые находятся в музее изящных искусств, что в Безансоне. Именно по ним Дюмон выполнял картоны для прекрасных китайских шпалер.
В XV в. цвет гобелена выбирал ткач, используя необычайно яркие краски растительного, а так же животного происхождений. Сегодня картоны для гобелен могут быть выполнены маслом или же гуашью.
Вторая половина XIV века славилась заметным подъемом искусства шпалер в Париже, Турне, Аррасе, а так же в Брюсселе. К сожалению, точную дату и происхождение далеко не всех произведений можно узнать, так как многие архивные сведения отсутствуют. Большую популярность в то время приобретают шпалеры с рисунком на историческую тематику, оттесняя на второй план гобелены с геральдическими рисунками, геометрическими фигурами, а так же лиственные узоры. Созданный приблизительно в 1330 году гобелен «Condottiere» является примером исторической тематики. На полотне изображен капитан Гуидо Ричио де Фоглиано, одержавший победу над замком Сазафорте и Монтемаси.
Слава Арраса возрастает в XIV веке, и через несколько столетий появляется новое выражение — «Арраское сукно» в значении шпалер. Практически сразу после снижения авторитета парижской школы Аррас становится главенствующим в производстве гобеленов аж до XV века. Самые превосходные шпалеры XV века создавались в Брюсселе. Одними из самых ярких работ типа «тысячи цветов» можно назвать «Даму с единорогом», находящуюся в парижском музее Клуни, работы одного из учеников Вюлькопа, которому так же принадлежит работа «Охота на единорога».
Кропотливая и необычайно тонкая работа брюссельских ткачей последней четверти XV века — и свет увидел гобелен «Три коронования», в этой шпалере еще чувствуется зависимость изделия от живописи, особенно присутствие Клентина Массейса и Мемлинга. Главенствующее положение так же принадлежит Брюсселю.
В XVI веке большой любитель гобеленов Франциск I купил в Брюсселе целый ряд изделий, а приблизительно в 1540 год король переместил французских ткачей в Фонтенбло, и с тех пор именно там они производили шпалеры для Франциска I, шедевры которого сейчас находятся в Вене, в Музее истории искусств. Существование этих мастерских было довольно эфемерно, так как появлялись они лишь по приказу короля, желанием которого было воспроизвести галерею, которая украшала Приматиччо и Россо с 1534 года. На создание гобеленов Жана Кузена вдохновили как раз таки росписи Приматиччо, именно для них он сделал картоны в 1554 году, над которыми в дальнейшем трудились два известных парижских ткача. В 1551 году появляется мастерская в госпитале Ла Тринити, созданная Генрихом II. Шпалеры «История Дианы» приписывают ей, произведенные для замка Ане. Стоит отметить, что в это время приписаны данной мастерской только два фрагмента — «Голова Христа» и «Голова Св. Петра». В 1662 году XVII века, Людовик XIII заказал «Историю Константина» великому Рубенсу, желая обновить сюжеты, которые чрезмерно часто повторялись.
1627 год сыграл большую роль в истории гобеленов, именно тогда из Италии возвратился Симон Вуэ, следуя приказу короля. Симон организовал на мануфактуре Гобеленов отличную мастерскую, в ней изготовлялись шпалеры по его картонам и рисункам. Ценилась высоким качеством продукция французских мастерских, в разных парижских цехах были изготовлены гобелены «Психея», которые первоначально создавались в Брюсселе специально для Франциска I.
В 1662 Кольберу объединил разбросанные по всему Парижу мастерские в одну мануфактуру шпалер, для того, чтобы увеличить шансы на конкурирование парижских художественных произведений с продукцией близлежащих стран. Именно это решение можно назвать началом улучшения и обновления гобеленов во Франции. В XVIII веке мануфактура Бове приобретает популярность всей Европы. Ф. Беагл возглавил основанную в 1664 году мануфактуру, ее расцвет напрямую связан с его именем. XX век обозначился расцветом древнейшего декоративно-прикладного искусства гобеленов. Фернан Леже, Василий Кандинский, Сальвадор Дали создавали картоны для шпалер. Однако нельзя не отметить вклад Жана Люрса в развитие шпалер, известного французского художника, а так же мастера в декоративном искусстве.
XXI век обозначился новым Hi-tech стилем, однако продолжил историю шпалер. Задача современных художников в создании настолько нейтральных изображений, которые смогут вписаться в самый различный интерьер. Конечно, художественная красота и ценность нынешнего промышленного гобелена несравнима со старинными шпалерами, но до чего же приятно наблюдать, когда в помещении, оформленном в жестких холодном стиле размещают памятку исторического декора, красивое текстильное полотно.